Художники в усадьбе Домотканово

  • БиографияРаботы

    Художник, книжный иллюстратор, театральный оформитель.
    Иван Билибин родился 4 августа 1876 в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина (1838–1904). В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году. В 1900 году окончил юридический факультет Петербургского университета.

    В 1895-1898 г занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 два месяца учился в мастерской художника А.Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900) занимался под руководством И.Е. Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

    Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

    В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» в стиле, впоследствии названном «билибинским». Мастер рано выработал свой стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах.

    В разгар революционных событий, осенью 1917 г., уехал в Крым, а с начала 1920 г. – жил в Каире, потом в Александрии (оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой и делал эскизы росписей для православного храма).
    В 1925 г. художник переехал в Париж, где интенсивно работал, оформляя спектакли и народные сказки, в том числе французские.

    В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, а в 1939 г. стал доктором искусствоведения. Оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1939).

    И.Я. Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

  • БиографияРаботы

    Народный художник Российской Федерации (1998), график, действительный член Российской академии художеств. Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

    Илларион Владимирович Голицын сыграл значительную роль в истории отечественного искусства второй половины XX века. С его именем связан расцвет искусства гравюры в 60-е годы.

    Илларион Голицын родился в семье художника-графика Владимира Михайловича Голицына (1847-1932). Первым учителем был отец, затем друг семьи живописец П.Д. Корин, в Строгановке – график Е.С. Тейс, ученик П.В. Митурича.

    Илларион Голицын был «всеобъемлющим мастером». Он работал и как график, и как живописец, и как скульптор. Но первые его работы были связаны с линогравюрой. Серии гравюр в творчестве Иллариона Голицына определяют вехи в развитии его искусства: «Будни пригорода» (1955–1957); «Перекресток» (1959), «Утром в Москве», «Стена» (1961); линогравюры «Внуки пришли из города» (1963), «Химики»(1962), «Художники» (1964), «Абитуриенты»(1967), «Времена года» (1968). Серии «Памяти Фаворского» и «Дмитровские чудаки» стали завершающими гравюрными работами художника. Особо следует отметить цикл «Памяти Фаворского» (1986), который состоит из пяти листов.

    В конце 1970-х - начале 1980-х годов Илларион Голицын активно обратился к рисунку, а затем к акварели. В 1950-е годы в пейзажных рисунках художника появляется экзистенциальная тема, которую художник воплощает с помощью образов природы.

    В начале 1980-х годов художник активно экспериментировал с цветом. Им были созданы оригинальные акварели с тончайшими нюансами красного, розового, желтого, синего, зеленого. Он стремился передать свет цветом в таких произведениях, как «Раннее утро» (1983), «Комната летом» (1985), «Утренний свет» (1986), «Окно зимой» (1989) и других. Лирическое настроение господствует и в работах конца 1980-х – начала 1990-х годов. Роль цвета в произведениях становится определяющей для позднего периода творчества художника.

  • БиографияРаботы

    Художник, земский деятель, музейный работник.
    Был выходцем из дворянского рода, происходившего из Германии: сын действительного тайного советника Дмитрия  Григорьевича фон Дервиз (1829-1916).

    В.Д. Дервиз обучался в Училище правоведения в Петербурге – у А.И. Морозова, параллельно занимаясь акварелью под руководством Л.О.Премацци. По окончании училища Дервиз решает продолжить образование в Академии художеств по классу П.П. Чистякова, где он встретился и подружился с Валентином Серовым и Михаилом Врубелем. Эта дружба длилась всю их жизнь.

    Еще в Петербурге Серов ввел друзей в семью своей тети, Аделаиды Семеновны Симонович – педагога и издателя журнала «Детский сад», создательницы первого в России детского сада. В 1886 году Владимир Дмитриевич женился на двоюродной сестре Серова, Надежде Яковлевне Симонович. В связи с женитьбой Дервиз решает переменить образ жизни и оставить Академию. Узнав об этом, его учитель П.П. Чистяков сказал, что, несмотря ни на что, Владимир Дмитриевич все равно вернется в искусство.

    В 1886 году В.Дервиз покупает имение в 16 верстах от Твери. Долгие годы они жили в Тверской губернии в имении Домотканово, куда в гости к ним приезжали многие известные художники. Вплоть до революции Дервиз принимал активное участие в деятельности Тверского Земства, занимая разнообразные выборные должности.

    В 1919 году вынужден был переехать в Сергиев-Посад, где жила семья его дочери Марии, в замужестве Фаворской. Вначале Владимир Дмитриевич работал преподавателем рисования в Сергиевском Педагогическом техникуме. По рекомендации И.Э. Грабаря с 5 ноября 1920 года Дервиз приступил к работе в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. 10 марта 1921 года его назначили заведующим Выставочным отделом и музейным запасом, а с весны 1922 по осень 1924 года он исполнял обязанности председателя Комиссии. В дальнейшем Дервиз работал заместителем заведующего, одновременно исполняя роль хранителя. В 1927 году началась компания по атеистической пропаганде, из-за чего появились нападки в печати на сотрудников музея. Дервиз был уволен, но не арестован. После ухода из музея он жил в Москве.

    В 1933 году, попав под трамвай, художник лишился ноги. Именно в это время из окна своей комнаты он написал несколько пронзительно лиричных акварелей, поражающих своей точностью и живописной тонкостью. Так в конце жизни он вернулся в искусство сдержанно и мудро, оправдав провидческое предсказание своего учителя.

    Скончался В.Д. Дервиз в Москве 13 апреля 1937 года и похоронен на Введенском кладбище.

  • БиографияРаботы

    Художник-монументалист.
    Григорий Георгиевич родился в марте 1930 года в семье профессора медицины Георгия Валериановича Дервиза (1897 – 1980). Учился в Московской средней художественной школе, затем в Московском институте прикладного и декоративного искусства, а после его ликвидации (на фоне борьбы с формализмом) перевелся в МВХПУ (бывшее Строгановское), которое окончил в 1957 г. по отделению монументально-декоративной живописи. В том же году принят в Московский Союз художников. С 1959 года Г.Г. Дервиз стал членом Союза художников СССР, а в 2001 году удостоился звания заслуженного художника России.

    Григорий Георгиевич больше известен как художник-монументалист. Много работая в архитектуре, Дервиз владеет различными техниками, предпочитая вечные материалы: стекло, металл, смальту, керамику, горячую эмаль, камень. Им создано более 30 крупных произведений в архитектурных сооружениях российских городов, а также в представительских зданиях ближнего и дальнего зарубежья. Среди работ, осуществленных в Москве, – парковые фасады главного портала и интерьеры Дворца пионеров на Воробьевых горах (в составе авторской бригады: Е. Аблин, И. Лаврова, И. Пчельников, А. Гусев, Г. Дервиз); скульптурное оформление станции метро «Кузьминки» (совместно со Штейманом); византийские мозаики в главном вестибюле и рельефы на фасаде второй очереди гостиницы «Москва» (ныне разрушена); декоративная скульптура на фасаде и в интерьере детской музыкальной школы «Лира» в Замоскворечье; решение интерьеров, витражей, мозаик, интарсии в поликлинике и детской больнице медсанчасти номер один Министерства среднего машиностроения. Наряду с этим художник активно работает в станковых видах изобразительного искусства: живопись, графика, горячая эмаль.

    Произведения Дервиза часто экспонировались на зарубежных, республиканских, московских групповых и персональных выставках.

    Григорий Георгиевич, внучатый племянник В.Д. Дервиза, многие годы собирает и бережно хранит все, что относится к семье Дервизов и усадьбе Домотканово.

  • БиографияРаботы

    Художник, автор тонких живописных пейзажей и портретов.
    Училась в гимназии в Твери и в Петербурге, затем жила во Франции, где занималась в парижской художественной мастерской Умбэра и Мартена. В 1909-м, уже в Москве, посещала мастерскую К.Ф. Юона, через год поступила в Школу живописи, ваяния и зодчества.

    В 1912-м вышла замуж за графика и художника книги, крупнейшего мастера гравюры и теоретика искусства Владимира Андреевича Фаворского. Из-за материальных затруднений в 1919 году, когда Фаворский был в рядах Красной Армии, переехала в Загорск, где начала работать в кружке изобразительных искусств Клуба подростков, а также преподавала рисование в школе первой ступени (1920-1921) и в педагогическом техникуме.

    С 1930 года Фаворская (Дервиз) участвовала в выставках в Загорске и Москве, иллюстрировала детские книжки. Художником выполнены монументальные панно для Музея народов СССР, Музея игрушки в Загорске и некоторые другие.

    В 1940-м семья переехала в Москву. Затем была эвакуация в Самарканд. В столицу Фаворские возвратились только в 1943-м. После войны вместе с мужем иллюстрировала книгу Н. Кончаловской «Наша древняя столица», работала над мозаичным панно «Зима» для здания советского посольства в Варшаве.

    В 1946 — 1959 годы работала над воспоминаниями.

    Григорий Георгиевич, внучатый племянник В.Д. Дервиза, многие годы собирает и бережно хранит все, что относится к семье Дервизов и усадьбе Домотканово.

  • БиографияРаботы

    Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа.
    Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Его отец был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

    Годы обучения в Училище стали для юного Левитана временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. С 18-ти лет Исаак начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

    Жил художник преимущественно в Москве, но много работал в Останкино, в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму, на Волге.

    Был членом «Товарищества передвижников». Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, Левитан в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, не пускаясь при этом в отделку подробностей, он верно и смело схватывал в ней главное.

    Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия. Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных «мировой тоской». Уже ранние работы художника удивительно лиричны (“Осенний день. Сокольники”, 1879). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в типический образ России, открывается Березовой рощей (1885 — 1889).

    Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он мечтал создать Дом пейзажей — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты, и это ему удалось.

    Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским».

    22 июля 1900 года после долгой болезни он умер.

  • БиографияРаботы

    Художник-керамист, график, театральный художник.
    Родной дед художницы был ирландским патриотом, его звали Даниэль О`Коннель. Рене Рудольфовна родилась в Париже, а около 1910 г. приехала в Россию. В детстве училась в мастерской Егорова, чуть позже – у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств, после окончания которой стала ее преподавателем. Много работала в области живописи и графики, а также изучала искусство в Италии, Франции, Германии, Венгрии.

    В 1912 году стала второй женой И.Я. Билибина, но супруги разошлись в 1917.
    В период первой мировой возрастает интерес к национальным истокам искусства: Рерих, Билибин, Добужинский создают полотна в русском стиле, изучая народные промыслы. Рене увлекается русским костюмом и создает ряд эскизов к театральным постановкам, а так же становится одной из создателей моды, основанной на русских национальных традициях. Лето проводит на даче в Крыму, где знакомится с топографом, сыном Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906), Сергеем, после 17-го года ставшим ее вторым мужем. В браке с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885—1927) родила дочь и сына.

    Много лет Рене Рудольфовна отдала Императорскому фарфоровому заводу. После революции, в основном, занималась художественной керамикой, была дружна с учениками П.Н. Филонова – А. Порет, Т. Глебовой, В. Сулимо-Самуйлло. В середине 1930-х гг. была репрессирована, в ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде, где работала на Дулевском заводе. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. работала на ЗИКе, дала ряд образцов росписи пловниц (кобальтовые цветочные мотивы, полихромные фрукты), а также рисунков для деколи.

  • БиографияРаботы

    Русский живописец и график, мастер портрета.
    Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова (1820-1871) и Валентины Семёновны Серовой, урождённой Бергман (1846-1924).

    В 1871 году Александр Николаевич скоропостижно скончался. Вскоре после этого B.C. Серова уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а шестилетний Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Через год мать забирает его в Мюнхен, где Валентин получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга. Когда рисунки юного дарования увидел скульптор М.М.Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование.

    В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского мастера И.Е. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Репин высоко оценил художественные способности мальчика и с большим удовольствием стал заниматься с ним. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.

    В 1879 году Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С.И. Мамонтова, И.Е. Репина, Т.А. Мамонтовой.

    В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс П.П.Чистякова. В Академии юный художник сближается с М.А. Врубелем, несмотря на то, что тот был старше почти на десять лет. Двух мастеров объединяло вдумчивое отношение к творчеству; они работали в одной мастерской, часто «спорили об искусстве», что способствовало формированию их художественных взглядов. В 1885 году Валентин бросает Академию: настолько велико было его стремление работать самостоятельно.

    Летом 1885 года Валентин Александрович совершает поездку в Германию и Голландию, где изучает европейскую живопись. В 1887 году Серов побывал в Италии.

    Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Домотканово» (1888). Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму. Однако основной жанр, которому Серов в дальнейшем посвятил свое творчество, — это портрет. Одним из первых портретов художника был портрет О.Ф. Трубниковой — «У окна» (1887).

    Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В этих работах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, которые больше ценили не драматургию сюжета, а сам поток жизни, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, в конкретном пространстве.

    В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О.Ф. Трубниковой. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами. Художник побывал в Петербурге, в Костроме и Харькове, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, Крым, путешествовал вместе с К.А. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В.Д. Дервиза Домотканово.

    Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К.А. Коровина (1891), И.Е. Репина (1892), И.И. Левитана (1893), писателя Н.С. Лескова (1894), композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898).

    Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Это произведение вместе с портретами М.Ф. Морозовой и С.М. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908). Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.

    С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекин, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.

    За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них это картина «Дети»(1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина(1900), портрет Мики Морозова (1901).

    Помимо творческой деятельности художник вел общественную деятельность. В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, Серов был избран членом совета Третьяковской галереи и оставался им до конца жизни. Более десяти лет - с 1898 по 1909 год - художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества.

    Важное место в творчестве Серова тема природы и простой деревенской жизни. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами. Крестьяне Серова — это бабы и мужики самого различного возраста, иногда дети, обремененные тяжелой заботой, выраженной во всем их облике. Наиболее известные картины этого направления - «Октябрь. Домотканово» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898), «Стог сена» (1901), «Полоскание белья» (1901), «Финляндский дворик» (1902), «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).

    В 1905 году Серов стал свидетелем расстрела рабочих в Петербурге. Это кровавое преступление властей против собственного народа сильно потрясло художника. После этих событий Валентин Александрович вместе с В.Д. Поленовым пишет в совет Академии художеств заявление о выходе из состава действительных членов Академии.

    Серов активно участвует в общественно-политической жизни. Он находился в толпе около таганской тюрьмы в день освобождения политических заключенных, был в университете, когда там строились баррикады, присутствовал на крестьянском съезде, шел за гробом убитого черносотенцами Николая Баумана.

    В своих исторических произведениях Серов использовал опыт, приобретенный в работе над картинами на крестьянскую тему. Работы «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) предназначались для издания Кутепова «Царские охоты». В 1907 году Серов исполнил темперой картину «Петр I». В этой маленькой темпере в образе Петра I воплощена целая историческая эпоха.

    В последние годы своей жизни Валентин Александрович увлекается греческой мифологией. В 1907 году художник совершает поездку в Грецию. Там Серов изучает древнегреческое искусство, делает зарисовки в музеях, обдумывает сюжеты своих будущих произведений на темы античного эпоса и мифологии. В результате в 1910 году художник создает декоративное панно «Похищение Европы», пишет картину «Одиссей и Навзикая».

    В 1910 году Серов пишет знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн. Эта картина была выставлена на Международной выставке 1911 года в Риме и приобретена Русским музеем. В период с 1895 по 1911 годы художник иллюстрирует басни Крылова.

    Ушел из жизни Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года. В этот день ранним утром художник спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии. Умер в самом расцвете творческих сил, в возрасте сорока шести лет.

    В.А. Серов – это своеобразный художник-артист, нетерпимый к банальности общих мест, ищущий непроторенные пути в искусстве. Именно Серову, с его врожденной чуткостью к процессам, происходившим в мировой живописи на рубеже ХIХ и ХХ вв., суждено было стать связующим звеном между классической живописью ХIХ в. и новациями серебряного века.

  • БиографияРаботы

    Художник, театральный деятель, одна из создательниц отечественного профессионального театра кукол.

    Родилась в Петербурге в семье педагогов дошкольного образования Якова Мироновича Симонович (1840-1883) и Аделаиды Семеновны Симонович, урожденной Бергман (1844-1933).
    Училась в частной студии Шмерлинга в Тифлисе (1896–99), затем в петербуржском Центральном училище технике рисования барона А.Я. Штиглица (1901–02), одновременно в московской школе рисования и живописи Е.Н.Званцевой у В.А. Серова. В Париже брала уроки у Делеклюза, Ш.-Е.Казена, Л.Лермита, Э.Карриера (1899, 1901, 1902, 1908–10). С 1906 года начала выставляться в Московском товариществе художников.

    В 1918 году, вместе с мужем, скульптором И.С. Ефимовым, Нина Яковлевна создала театр кукол и силуэта художников Ефимовых, действовавший до 1940 года и давший около 2000 спектаклей на темы народных сказок и произведений Пушкина, Крылова, Андерсена, Боккаччо, Шекспира. В 1924 году художница участвовала в Международной выставке в Венеции, в 1926-1928 годах – в выставках обществ "Четыре искусства" и "Маковец". Преподавала в гимназии (1902–04, Тверь), на курсах дома худ. воспитания им. Н.К.Крупской (1928–42), ВТО, Мосэстрады.

    Нина Яковлевна вместе с мужем Иваном Семеновичем во время Великой Отечественной войны осталась в Москве, отказавшись от эвакуации. Каждому из них было за шестьдесят лет. В 1941 - 1942 годах работала в военном госпитале, исполнила большую серию жанровых рисунков, портретов раненых, врачей и медицинских сестер. Около 20 из них находятся в Третьяковской галерее.

    Нина Яковлевна Симонович-Ефимова – автор книг "Записки петрушечника" (1925), "Куклы на тростях" (1940), "Воспоминания о В.А.Серове" (1964) и др.

  • БиографияРаботы

    Художник, скульптор, театральный деятель, реформатор кукольного театра.
    Ефимов родился в Москве 11 (23) февраля 1878 в семье чиновника. Учился в студии Е.Н.Званцевой, у К.А.Коровина и В.А.Серова, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества у С.М.Волнухина. Среди современников особое влияние на него оказал Серов, на двоюродной сестре которого, художнице Н.Я.Симонович, Иван Семенович был женат.

    Увлекшись с 1918 года кукольным театром, разработал новаторский принцип «тростевых», более динамично и вариативно управляемых кукол. Художник значительно увеличил их размеры, стремясь внести в балаганные спектакли элементы драмы, а не только фарса. Творчески развивая сюжеты традиционных «петрушечников», Иван Семенович также обращался к театру силуэтов, активно гастролировал. Так и не добившись права на собственный, в 1918 принял участие в организации детского театра Натальи Сац. Его куклы были настоящими мобильными скульптурами, в 1920-е годы Ефимов выдвинул даже концепцию революционного «движущегося памятника» (который поднимал бы руку каждую октябрьскую годовщину). Остроумными многофигурными инсталляциями явились его «История России в манекенах» для Центрального музея народоведения (1932–1933), «Силуэты Старой и новой Москвы» в Центральном парке культуры и отдыха (1936–1937), наконец, спектакль «Севильский обольститель» по пьесе Тирсо де Молина (Московский мюзик-холл, 1934), где группа классиков-марионеток «аккомпанировала» Н.П.Смирнову-Сокольскому.

    Как скульптор И.С. Ефимов известен острохарактерными станковыми и монументально-декоративными анималистическими произведениями, «скульптурной графикой» — сквозной скульптурой для парковых ансамблей. Скульптуры: «Вепрь» (дерево, 1927), «Сокол» (1927), «Страус» (медь, 1935), «Кошка с шаром» (фаянс, 1935), фонтан «Дельфины» (кованая медь, стекло, 1935-1937), «Баран» (медная проволока, 1938). Ефимов делал рельефы для Ярославского и Ленинградского вокзалов в Москве, станций московского метрополитена, оформлял интерьеры Пушкинского дома в Ленинграде.

    Иван Семенович выступал и как мастер книжной графики, преимущественно в сфере литературы для детей.

    Умер Ефимов в Москве 7 января 1959.

  • БиографияРаботы

    Художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства.
    Родился в Москве 3 марта 1886 в семье юриста Андрея Евграфовича Фаворского (1843-1924) и художницы Ольги Владимировны Шервуд. Первые навыки в рисовании Владимир Андреевич получил дома под руководством матери, дочери известного архитектора В.О. Шервуд (1832-1897). Позднее он посещал частную студию К.Ф. Юона (1903- 1905) и вечерние занятия по скульптуре в СХПУ.

    После окончания гимназии Фаворский в 1905 г. поступил в Мюнхенский университет. Занимаясь на искусствоведческом отделении философского факультета, он одновременно учился в школе Ш. Холлоши и в дальнейшем считал его своим основным учителем по искусству.

    Вернувшись в 1907 г. в Москву, Владимир Андреевич продолжил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 г. защитил дипломную работу "Джотто и его предшественники". Буквицы к "Суждениям господина Жерома Куньяра" А. Франса, выполненные в 1918 г., принесли Фаворскому известность.

    Растущая потребность нового общества в иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление творчества. В 1920-х гг. им были созданы иллюстрации к книгам "Кремль. Свердловский зал" (1921), "Эгерия" П. П. Муратова (1921), "Домик в Коломне" А. С. Пушкина (1922), "Рассказы о животных" Л. Н. Толстого (1929). Наиболее последовательно творческие принципы мастера отразились в работе над "Книгой Руфь" (1921).

    В 1920-30 гг. Владимир Андреевич преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, заведовал кафедрой ксилографии. В 1923 г. был избран ректором Вхутемаса; с его руководством во многом связан расцвет этого учебного заведения в те годы.

    Получив возможность работать над наиболее интересными заказами, Фаворский концентрирует внимание на целостном оформлении книги, связанностью ее частей. В 1950 г. он создает наиболее "монументальную" свою работу этого периода - оформляет "Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-55). Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина (1959-61).

    К концу жизни Фавроский получил официальное признание: в 1962 г. Владимир Андреевич стал лауреатом Ленинской премии, а в 1963-м ему присвоили звание народного художника СССР. Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964.